Узбекистан наращивает объемы железнодорожных перевозок в обход Туркмении
В Узбекистане за девять месяцев 2010 года по маршруту Термез-Ташкент-Термез (открыт в обход территории Туркмении в августе 2009 года) перевезено 81 тысяча пассажиров, что почти в три раза бо
В Узбекистане за девять месяцев 2010 года по маршруту Термез-Ташкент-Термез (открыт в обход территории Туркмении в августе 2009 года) перевезено 81 тысяча пассажиров, что почти в три раза больше аналогичного периода прошлого года (около 28 тысяч человек), передает корреспондент ИА REGNUM . По данным Сурхандарьинского филиала ОАО «Узтемирйуловчи» (Узжелдорпассажир), столь значительное увеличение пассажиропотока связано с включением железнодорожного транспорта области в схему движения новой магистрали Ташгузар-Байсун-Кумкурган.
«Людей привлекает заметное сокращение времени нахождения в пути, комфортные условия, хороший сервис. За последние годы почти в три раза увеличился вагонный парк, внедряется электронная схема оплаты услуг. Проделана большая работа по созданию инфраструктуры на территориях нескольких целинных, а также Шерабадского и Байсунского районов, где прежде железной дороги не было. В результате пассажиропоток, включая и пригородное сообщение, за три квартала 2010 года составил 743 тысячи человек, а объем денежных поступлений удвоился», — отмечают представители регионального филиала «Узтемирйуловчи».
Железнодорожная линия, соединяющая Ташгузар и Кумкурган, протяженностью 223 километра, имеет пропускную способность 14 пар поездов в сутки. Благодаря железной дороге расстояние по перевозке грузов и пассажиров сократилось на 170 километров, а время движения на 7 часов. По расчетам специалистов, объем перевозок грузов с начала эксплуатации новой железнодорожной линии до конца текущего года составит 17,8 млн. тонн. При этом ожидаемый объем перевозок в 2010 году составит 6 610 тысяч тонн, с ростом по сравнению с 2009 годом на 9%, а по сравнению с 2008 годом в 1,6 раза. С 20 августа 2009 года начата перевозка пассажиров по новой железнодорожной линии «Ташгузар Байсун Кумкурган» в направлении «Ташкент-Термез-Ташкент». За год перевезено 220,5 тысячи пассажиров, что обеспечило среднемесячный рост объемов перевозок пассажиров в 3,6 раза.
Как уже сообщало ИА REGNUM , новая железнодорожная магистраль «Ташгузар-Байсун Кумкурган» стоимостью $447,4 млн. (из них кредит Японского банка по международному сотрудничеству составляет $151,5 млн.) играет важную роль не только в развитии Узбекистана, но и всего Центральноазиатского региона, значительно повысив транзитную роль и экспортный потенциал страны. За 9 месяцев 2010 года в Афганистан было экспортировано продукции на сумму в $591,2 млн. (за аналогичный период 2009 года — $514,6 млн.). Между тем, данная магистраль также используется в выполнении международных обязательств Узбекистана в сфере транзита и обеспечения доставки невоенных грузов для сил США и НАТО в Афганистане. Более того, она позволила исключить перевозки по территории Туркмении, что дает узбекским производителям возможность экономить ежегодно свыше $50 млн. Кроме того, за счет снижения тарифов на транспортировку грузов во внутриреспубликанском сообщении
120e
на 43%; за истекший период расходы отечественных предприятий сокращены почти на $15 млн. Новая транспортная магистраль, по предварительным расчетам, позволит увеличить доходы ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» примерно на $75 млн., в том числе за счет привлечения транзитных перевозок на $44 млн.