Особая позиция Узбекистана в ОДКБ сродни той, что занимает Франция в НАТО — эксперт
Главная причина, побудившая Ислама Каримова высказать на саммите ОДКБ особое мнение, заключается в том, что менее всего узбекский лидер желает, чтобы военный блок, консолидировавший част
Главная причина, побудившая Ислама Каримова высказать на саммите ОДКБ особое мнение, заключается в том, что менее всего узбекский лидер желает, чтобы военный блок, консолидировавший часть государств постсоветского пространства, выполнял функции государств Варшавского пакта, объединенные вооруженные силы которого подавляли так называемые контрреволюционные мятежи в Венгрии и Чехословакии. Так считает узбекский эксперт Сергей Ежков, передает корерспондент ИА REGNUM .
По его словам, фактически президент Узбекистана, заявив о неприемлемости какого-либо участия в насильственных действиях внутри стран-участников Договора, предостерег «молодых, бьющих копытами российских политиков», от опрометчивых шагов с далеко идущими негативными последствиями.
«Почему вообще Ислам Каримов поехал в Москву, хотя неоднократно достаточно демонстративно игнорировал подобные встречи? По мнению аналитиков, его приезд означает политическую поддержку Узбекистаном ОДКБ как структуры, способной в перспективе обеспечить безопасность государств-участников организации в случае внешних угроз, в первую очередь, тех, что на протяжении ряда лет исходят от нестабильного Афганистана. Поскольку американское военное присутствие в этой стране при любом раскладе ограничено во времени, понятно, что Узбекистан не хотел бы остаться с проблемой один на один», — отметил узбекский эксперт.
По его мнению, в то же время, совершенно очевидно, что Ислама Каримова беспокоит поспешность, с которой Россия готова легитимно подтянуть ОДКБ к разрешению межэтнических или каких-то иных конфликтов, возникающих или тлеющих в странах, входящих в этот военно-политический блок.
«То есть, Узбекистан против того, чтобы ОДКБ стал некоей дубиной, постоянно нависающей над политиками суверенных государств. Против, так как нет гарантий, что у кого-то не возникнет непреодолимого соблазна размахивать этой дубиной по своему усмотрению, на основе предположений, революционной целесообразности, политических предпочтений, личных симпатий или антипатий», — считает Ежков.
Эксперт обратил внимание на то, что по большому счету, особая позиция Узбекистана в ОДКБ сродни той, что занимает Франция в НАТО . «Да, Франция — за НАТО как структуру, гарантирующую европейскую безопасность, но в то же время эта страна по целому ряду вопросов имеет свое мнение, не совпадающее с мнением администрации США или других членов Северо-Атлантического альянса, и отнюдь не всегда идет в фарватере внешней политики США», — заключает узбекский политолог.
Как уже сообщало ИА REGNUM , президент Узбекистана Ислам Каримов на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, заявил, что самое главное назначение этой международной организации заключается прежде всего в защите государств-участников организации от внешних угроз. «Неприемлемо какое-либо участие в так называемых насильственных действиях внутри стран. В этом за
17d3
ключается наша принципиальная позиция», — подчеркнул Ислам Каримов. По его словам, насильственные действия внутри стран возникают по разным сценариям внутри и могут возникать при непосредственном участии и финансировании со стороны внешних сил. «Надо разобраться в том, кто является организатором таких действий, и только после этого принимать те или иные решения. События на юге Киргизии, которые имели место 10-14 июня нынешнего года, учат нас многому. В те трагические дни более ста тысяч беженцев нужно было обеспечить кровом, медикаментами, питанием и другими необходимыми средствами. Кроме того, стояла задача обеспечить безопасность густонаселенного, многонационального региона нашей страны — Ферганской долины, не упустить контроль над ситуацией на границе. Иначе было бы не избежать новых, не менее масштабных кровопролитий», — отметил узбекский лидер. По его мнению, в случае, если бы на территорию Киргизии вошли военные подразделения стран ОДКБ, это могло бы привести к эскалации конфликта. «Если бы хоть один военнослужащий Узбекистана, Казахстана или России, это независимо, перешли границу (Киргизии), это дало бы пожар, который потом очень трудно было бы удержать», — сказал глава Узбекистана, приводя пример из истории государств пространства Содружества. «То, что Азербайджан и Армения на протяжении более чем 20 лет не могут договориться о путях мирного урегулирования Карабахской проблемы, говорит само за себя», — заметил он. «ОДКБ как важная региональная организация, прежде чем принимать какие-либо меры по той или иной чрезвычайной ситуации, должна в первую очередь определить причины проблемы, выявить потенциальных организаторов, дать оценку последствий таких действий и сделать правильные выводы», — резюмировал президент Узбекистана.